Предки и потомки
   
     

   Катангский район является одним из районов относительно концентрированного проживания эвенков в настоящее время. Вопрос о времени появления тунгусских племён на Нижней Тунгуске археологи и этнографы считают решенным. Археологические раскопки на Вилюе-Чоне и археологические разведки на Нижней Тунгуске позволяют установить временные границы освоения бассейна Нижней Тунгуски предками современных эвенков — 4 тыс. до нашей эры — 1 тыс. нашей эры, то есть в течении 5 тысячелетий. Говоря языком археологов, начало освоения тунгусами бассейна Нижней Тунгуски относится к эпохе раннего неолита. Была ли заселена Тунгуска до прихода тунгусских племён? По всей вероятности была. Но доказательств пока нет, так как палеолитических стоянок на территории нашего района ещё не обнаружено.

  Археологические материалы свидетельствуют, что смен культур, обусловленных передвижениями населения, здесь не было. Таким образом, современные эвенки Катангского района являются прямыми потомками древнейших тунгусов.

  До появления русских письменные источники об истории жизни и быта тунгусов отсутствуют. Основными письменными источниками изучения тунгусов с появлением русских стали ясачные книги и документы приказных изб. Эти документы Мангазейского уезда вообще и с зимовий Н.Тунгуски проанализировал Б.О. Долгих в своей монографии "Родовой и племенной состав народов Сибири в 17-м веке".

  Согласно Б.О. Долгих на самом севере современного Катангского района платило ясак племя нюрумняль (булаши). В состав племени нюрумняль входили представители трёх родов: Шалдагири, Суханов и Кодуки. Название двух последних образованы от имён собственных лиц, эти роды возглавлявших. В середине 18-го века в составе племени нюрумняль находились и Вервегиры. Современные представители родов Шалдагирей и Вервегирей племени нюрумняль носят фамилии Удыгир и Камбагир, большинство из них живёт за пределами нашего района, в Эвенкии.

  Несколько южнее нюрумняль платили ясак представители тунгусских родов Кондогиров и Чапагиров. Род Кондогиров включал в себя предков родов Пучугир, в наше время потомки рода Пучугир носят фамилию Путугир.  Чапагиры Кондогирского зимовья в 18-м веке назывались Шевкогирами. Это предки эвенков Чапагирской управы на Нижней Тунгуске. Основная масса Чапагиров жила западнее Тунгуски — на реке Чуне.

  Выше по течению рода Кондогиров платили ясак в Курейское и Усть-Непское зимовье шилягири (курейские тунгусы). Шилягири включали в себя: 1. Род Маугир (Мауль, Маолил) соответствует роду Боярской ясачной книги 1682 года. Все потомки Боярского рода носят в настоящее время фамилию Бояршины. 2. Род Сичогир соответствует роду Колобов ясачной книги 1682 года. В нём сейчас существует подразделение Тонмогир. Все сичогиры этого подразделения в настоящее время носят фамилию Колобовшины, а остальные сичогиры — фамилию Сычегир (Сичогир). 3. Род Мучугир соответствует роду Мойканов ясачной книги 1682 года (Хамерин — в начале 18-го века, Немировшин — вторая половина 18-го века). В настоящее время потомки мучугиров — Черончины. 4. Род Момогир соответствует роду Коненки ясачной книги 1682 года. Сейчас они Коненкины. 5. Род Саладкин 1682 года соответствует современной фамилии курейских тунгусов Салаткины, единственной фамилии родов Лантогир, Хангнадагир, Туачаль и Вакувагир.

  Таков список предков современных эвенков Катангского района по документам и ясачным книгам, исследованными Б.О. Долгих. Характерно, что эвенки верхней половины Нижней Тунгуски носили общее самоназвание Илэ (человек). Термин Идэ в значении "человек" встречается также у других территориальных групп эвенков.

  В 17-м веке предки эвенков условно разделены на три этнические группы: Нюрильцы (булаши) — на самом севере района; Кондогиры — в районе от Инаригды до устья Большой Еремы; Шилягиры — с устья Б.Еремы до верховьев Н.Тунгуски и Непы.

  В газетной статье не представляется возможным проследить динамику родов до настоящего времени, поэтому назовём только пришедших на Катангу. Необходимо отметить, что эвенки Катангского района говорят на трёх диалектах: хакающем, секающем и щекающем.

  В настоящее время по межродовым брачным связям и расселению родов, а также по этнографическим и языковым особенностям эвенки Катанги составляют четыре группы, образованные в разное время. На севере — Наканновская группа, южнее — Ербогаченская и Непская, на самом юге — Токминская. Наканновская и Ербогаченская группы говорят на близких говорах ербогаченского хакающего диалекта; Непская группа — на говорах непского секающего диалекта: Токминская по особенностям своих говоров составляет часть токминско-верхнеленского щекающего диалекта.

  Наканновская группа эвенков состоит из потомков следующих родов: Удыгир, Комбагир, Увочан, Путугир, Чапогир, Кунгногир(Монаховы, Каплины), Сычегир, Брангат, Пангаракай.

  Ербогачёнская группа эвенков состоит из потомков родов: Монго (после крещения Каплины), Пангаракай (ответвление рода Монго), Чичогир-Сичогир, Голе (ответвление рода Монго). Кроме того, в эту же группу входят Ошикиры (которые в результате смешанных браков с русскими с 1931 года пишутся русскими) и Акаригир; отдельные семьи из подкаменно-тунгусских родов Хорбо, Кочени, Нюшкагир; из наканновских — Увочан, Путугир; подразделение Сичогиров-Тонмогир (Колобовшины).

  Непская (непско-преображенская) группа эвенков состоит из потомков следующих родов: Момоль (Коненкины), Мучугир, Сичогир, Лонтогир (Черончины и Салаткины), Маул-Маугир (Бояршины), Вакувагир (Салаткины), Хангнадагир (Давыдкины).

  Токминская группа представлена потомками следующих родов: Мучугир (Горбуновы, Черончины, Сердиткины), Хангнадагир (Салаткины), Чимеир (Вакорины, Барнауловы и Пантеевы), Хонкаир (Немтушкины), Вояир-Бояир (Шилкины, Силкины), Чуракаир (Оськины, Боблокины, Карелины), Конгнокоир (Шароглазовы), Бугдэкоир-Мугдэкоир (Давыдкины), Талиэр (Качины, Апкины, Слободчиковы), Коршил (Иргинеевы). Кроме того , в состав этой группы вошла семья подкаменно-тунгусского рода Нюшкаир (Пикуновы).

  Таковы в общих чертах предки и потомки аборигенов Катангского района.

  Г. Шмаков

 "Правда Севера" № 31 от 31 июля 1973 года