По следам авиакатастрофы

 В материале "Памятники не должны молчать" Л.С. Нератовой, опубликованном в газете "Ленские зори" № 11 от 25 января 1986 года говорилось о авиакатастрофе, произошедшей близ Киренска 27 октября 1932 года. Прах первопроходцев северной воздушной трассы покоится в городском саду. На памятнике, установленном на братской могиле Л.С. Нератова предлагает написать их имена. Названная ею фамилия лётчика не Рязанов, а Резанов. Мы предлагаем нашим читателям документальный материал, собранный киренским краеведом И.М. Журавлевым. 

  "Я, малоизвестный вам пилот Резанов, но всё же вы меня знаете и по изысканиям и по вопросу о "Савойи-62". Я пишу вам с уверенностью, что вы разрешите тот тупик, в который я уж зашел, работая в Граждвоздухофлоте. Я был демобилизован по болезни и вернулся на лётную работу, желая именно летать и из сознания необходимости отработать затраченное на моё обучение. После школы я был оставлен инструктором, начав летать вообще в 1925 году. Имея после демобилизации перерыв в три с лишним года, я вылетел без всякой провозки на втором управлении на новой для меня машине (В Киренск после гибели Талыченко)".

  Это письмо в управление Гражданской авиации Резанов писал из Бодайбо. Он хотел летать.  В том же письме он жаловался на отсутствие полётов и технику:
  "Остаюсь я опять без лётной работы по следующим причинам. "Савойи" шли три месяца по железной дороге, месяц разгружались и собирались. В результате всего осталось для полётов совсем мало времени, да и это время сведено на нет, невозможным качеством моторов, которые сыпятся на каждом шагу, вследствие чего я пишу с вынужденной посадки...".

  Из анкеты:
  "Резанов Михаил Михайлович, рождения 19 июня 1904 года. Место рождения — Одесса. Холост. На иждивении мать, член КПСС. Отец, старый партиец, умер в 1920 году в Москве, будучи главным медсанинспектором РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии). Окончил два курса рабфака при МВТУ. Ушёл в РККфлот по комсомольской мобилизации. Военное образование — Военно-морское подготовительное училище, курс Военно-морского училища и военная школа морских лётчиков. В воинских частях служил три года. На Северном Кавказе принимал участие в боях по борьбе с бандитизмом в частях ЧОН. В Красной Армии старший морской лётчик. Член ВКП(б) с 1922 года. 12 июля 1931 года. Резанов М.М. (Архив Министерства Гражданской Авиации, ф.1, оп.378, д.744)".

  И всё-таки Михаил Михайлович летал. Маршрут Иркутск-Киренск-Бодайбо и обратно. Сейчас этот путь мы пролетаем за несколько часов, тогда требовались сутки.

  27 октября 1932 года в четыре часа тридцать минут местного времени в пятнадцати километрах от Киренска произошла катастрофа самолёта "Савойя С-62" с опознавательным знаком самолёта "3-1". Место падения самолёта — район деревни Кулебякина.

  Что же произошло тогда? Из показаний пассажира Реутова Ивана Константиновича:
  "... Пролетев деревню Макарово, мы встретили снеговую тучу, видимость стала скверной и самолёт на очень малой высоте, едва не касаясь воды, прошёл около 25 км до деревни Кулебякиной. Проходя деревню кулебякину, самолёт едва коснулся воды и в конце деревни оторвался. Я посмотрел на пилота Резанова. Последний улыбнулся мне и показал, чтобы я спрятался в кабину, т.к. мешаю ему смотреть вперёд...
  В момент отрыва от воды шёл снег. Причина аварии, что пилот Резанов, видимо, перед собой обнаружил провода и взяв руль вниз, не успел выправить...".

  Второй свидетель Андрей Однокурцев (возраст 14 лет, ученик школы ФЗУ) показал:
  "Около четырёх часов шёл из Киренска в деревню Кудрино по правой стороне реки Лены. Не доходя километра полтора до Кулебякиной, услышал звук мотора, а затем увидел самолёт, прошедший уже деревню Кулебякину. Самолёт летел очень быстро, местами касаясь воды, местами отдаляясь от воды. Пройдя провода примерно с полкилометра, с высоты около четырёх метров ударился носом в воду и, как мне показалось, перевернулся два раза после падения.
  Я побежал к рыбакам, находившимся тут же, неподалёку. Сказал — надо лётчиков спасать. Рыбаки падения самолёта не видели. Думали просто он сел на воду".

  Третий свидетель, житель деревни Кулебякино Александр Иннокентьевич Марков:
  "27 октября 1932 года около 4-х часов вечера я возвращался с работы с мельницы и услышал шум мотора.
  ... Пройдя провода, самолёт отделился от воды и поднялся в воздух, пройдя по воздуху саженей 100-150, на высоте саженей 156-20 наклонился носом к воде и врезался в воду...
  Когда самолёт разбился, я увидел одного человека у хвоста разбитого самолёта и спас его. И вывез на берег. Это оказался тов. Реутов. После этого я вытащил и второго пассажира тов. Краснова. После этого я отправился в Киренск и сообщил об аварии самолёта".

  Из акта комиссии:
  "В одиннадцать часов вечера были получены сведения о пассажирском самолёте, куда и направилась комиссия в составе начальника аэропорта Замаратского, начальника Киренского опер.сектора ГПУ Плоткина и оперуполномоченного ТОГПУ ЯАССР Купуцевича, в присутствии пассажиров самолёта Реутова и Краснова, санврача Павловского и командира парохода "Революционный" Наумова.
  Сделав осмотр, решили ввиду тёмной ночи и отсутствия нужного света подъём самолёта и мотора на пароход произвести утром 28 октября".

  Утром 28 октября.
  "По найденному в воде бортовому журналу выяснено; самолёт "Савойя" с мотором Изоте Франкини мощностью 750 лошадиных сил, рейс Иркутск-Бодайбо. Пилот — Резанов. Бортмеханики — Дементьев, Седов. Пассажиры: Реутов, Краснов, Бергман, Рачковский".

  Требовалось заключение экспертной комиссии о причинах катастрофы. Из протокола № 1 заседания аварийной комиссии Восточно-Сибирского Управления воздушных линий ГВФ:
  "Причиной катастрофы считаем отказ руля глубины при взлёте по причине порыва или заедания троса, вследствии чего самолёт с высоты 30-40 метров с пилотом, пытающимся преодолеть сопротивление штурвала, с работающим мотором, с значительным углом и большой скоростью врезался в воду и разбился.
  Председатель комиссии Морзов.
  Члены: Доронин, Дараган, Циоменко".

  Из акта о причине гибели лиц при катастрофе самолёта:
  "Резанов М.М. — повреждения при катастрофе смертельные и являются причиной смерти.
  Бортмеханик Дементьев Г.М. — повреждения головы являются безусловно смертельными.
  Пассажир Рачковский В.В. По всей вероятности причина смерти — утопление.
  Пассажир Бергман Ф.О. Повреждение головы. Рана является безусловно смертельной и служит причиной смерти.
  Тело бортмеханика Седова не найдено".

  29 октября 1932 года. Архив Мин. гр. авиации ф.1, оп.133, д.184, л.71.

  Вот так это было...

  И. Журавлев.

"Ленские зори" № 32 от 15 марта 1986 года