Памятники не должны молчать
В городском саду первым справа от главного входа стоит обелиск. Раньше на нём была высечена надпись о том, что здесь похоронены лётчики-первооткрыватели, погибшие при выполнении правительственного задания по освоению северных трасс.
Это произошло 27 октября 1932 года в четырёх минутах полёта от Киренска, чуть ниже бывшей деревни Кулебякиной. Падение самолёта наблюдали жители этой деревни. Они же сообщили в город и указали место гибели. Тогда только-только намечена была воздушная трасса Иркутск-Бодайбо, и экипаж самолёта летел вдоль реки, осваивая это неведомый путь.
Сейчас трудно предположить, что послужило причиной катастрофы. Все, кто был в самолёте, погибли. Это пилот Михаил Михайлович Рязанов, 1904 года рождения, член ВКП(б) с 1922 года, ударник Черноморского воздушного флота. С 1923 по 1928 год он был военным лётчиком, затем переведён в гражданский воздушный флот. Бортмеханик Гавриил Михайлович Дементьев, 1905 года рождения, авиамехаником работал с 1924 года сначала в войсках, затем в гражданской авиации; товарищ Седов имел хорошую теоретическую подготовку и большой производственный опыт (имя и отчество его не установлены, тело не найдено, документы не сохранены). Известно, что оба механика были отозваны из Северного управления для работы по освоению трассы Иркутск-Бодайбо.
Погибли и пассажиры, находившиеся на борту самолёта — инженер-гидролог Ф.О. Бергман и техник-механик Владимир Владимирович Рачковский.
В похоронах, которые состоялись 6 ноября 1932 года, участвовали почти все жители нашего города. Был митинг, в торжественной обстановке состоялось захоронение погибших товарищей М.М. Рязанова, Г.М. Дементьева, Ф.О. Бергмана, В.В. Рачковского в братской могиле в городском саду.
Желательно, чтобы фамилии этих людей были высечены на памятнике. Обелиск не должен быть безымянным.
Л. Нератова.
"Ленские зори" № 11 от 25 января 1986 года