Память сердца

  Рано утром, 7-го мая 1943 года группа самолётов 4-го перегоночного авиаполка Красноярской воздушной трассы вырулили со стоянок на взлётную полосу якутского аэродрома.

  Согласно приказу командира полка о перелёте самолётов по маршруту Якутск-Киренск в составе ведущего экипажа самолёта с бортовым № 232519 были назначены: майтор Бороненко - командир, капитан Шевелев - штурман, старший техник-лейтенант Ференс - бортмеханик, младший лейтенант Шабанов - бортрадист, сержант Наумов - бортрадист и инженер-капитан Куделин - проверяющий. Он первый вырулил на старт. А через несколько минут, в течении которых были опробованы двигатели и получено разрешение на взлёт, самолёт начал разбег. Неудержимо ревели мощные моторы, и машина всё стремительней набирала скорость. В конце полосы самолёт, отделившись от земли, стал быстро уходить с набором высоты в солнечное, чистое как хрусталь, небо. Пролетая над окраиной якутска, Бороненко сделал первый разворот. Проходя над Леной, лётчик выполнил второй разворот и с набором высоты пошел в сторону пос. Жатай.

  За Жатаем командир экипажа стал выполнять третий разворот над рекой. Он плавно поворачивает штурвал влево, одновременно нажимая на левую педаль руля поворота, - самолёт разворачивается. В этот момент лётчик почувствовал, что какая-то неведомая ему сила резко повернула штурвал до отказа влево и намертво застопорила его в этом положении. Самолёт моментально перешёл границы допустимого крена и стал беспорядочно падать.

  Земля угрожающе надвигалась. Ещё 2-3 секунды - и в штурманской и пилотской кабинах поняли, что самолёт падает в реку. Бороненко успел по рации выкрикнуть:
 - Падаем, включился автопилот...
Самолёт врезался в воду, раздался взрыв, и клубы чёрного дыма устремились в прозрачное небо.

  Командир полка, стартёр и лётчики, находившиеся на командном пункте, при виде падающего самолёта на мгновение оцепенели. Затем, одновременно с докатившимся до аэродрома звуком взрыва, командир майор П.Е. Смоляков выхватил красный флаг у молоденького стартёра и размахивая им, запретил взлёт следующих самолётов.

  Через несколько дней авторитетная лётная комиссия установила причину катастрофы - самопроизвольное включение автопилота. Ранее подобные случаи уже были, но на большой высоте, это позволяло лётчикам успевать выключить его.

  Погибли славные патриоты нашей великой Родины, отважные войны Красной Армии:

майор Бороненко Александр Маркович, командир эскадрильи, 1910 года рождения, уроженец г. Минеральные Воды, активный участник Великой отечественной войны, кавалер двух орденов Красного Знамени;

капитан Шевелев Василий Андреевич, штурман эскадрильи, 1913 года рождения, уроженец с. Калиновка Кировоградской обл., также кавалер двух орденов Красного Знамени;

инженер-капитан Куделин Пётр Васильевич, старший инженер полка, 1910 года рождения, уроженец г. Баку, награждён орденом Красного Знамени;

старший техник-лейтенант Ференс Всеволод Алексеевич, борттехник 4-й авиаэскадрильи, 1915 года рождения, уроженец г. Константиновка Смоленской области;

младший лейтенант Шабанов Алексей Максимович, воздушный стрелок-радист, 1919 года рождения, уроженец г. Казани;

сержант Наумов Григорий Тихонович, воздушный стрелок-радист, уроженец с. Чикан Жигаловского района Восточно-Сибирского края; до войны летал в Якутской авиагруппе ГВФ.

  Отважные авиаторы, погибшие 7 мая 1943 года, так и не были захоронены. В те далёкие годы в Якутске не было техники, которая могла бы извлечь со дна Лены тяжелый самолёт. Так и осталась река братской могилой авиаторов-перегонщиков.

  В Якутске проживают сейчас четыре человека, которые лично знали погибших: Ю.И. Спиридонов, В.В. Протодьяконов, Г.А. Мишина и пишущий эти строки. Считаю, что выражу общее мнение товарищей по поводу необходимости увековечения памяти погибших авиаторов-перегонщиков, установлением им обелиска на берегу реки Лены у посёлка Жатай.

  Ю. Зуев.
"Ленинская правда" № 4 от 11 января 1984 года.