Село родное навсегда

  Отчий дом... У многих из носящих фамилии Таюрских, Наумовых, Нечаевых, Леоновых, Рыбаковых эти слова ассоциируются с деревней Таюра. Таюра — это сибирская деревня, которая находится на расстоянии 75 км от города Усть-Кута вниз по течению реки Лены. Расположена эта прекрасная деревня в устье речки Таюры, на слиянии её с Леной. Длина Таюры — 216 км, площадь водосборного бассейна — 5.720 кв.км.

  Первое упоминание о Таюре относится к 17-му веку. 30 марта 1652 года воеводой Богданом Оладьиным было принято решение о поселении в устье Таюры промышленного человека Захарки Павлова сына Шубина. Это и есть первый житель деревни Таюра, который подал челобитную воеводе Богдану Денисовичу Оладьину. А в челобитной его написано, чтобы государь его пожаловал: велел дать ему землю под хлебную пашню, и под сенные покосы, и под скотинный выпуск, и под дворы, гумно в Илимском уезде, вверх Лены-реки от сенных покосов Афоньки Антипина. "А сию память отдать ему, Захарке, вместо данные впредь для владения тое его заимки до государеву указу".

  Второе упоминание о деревне Таюра — в документах 1699 года, в которых первым жителем называется Фёдор Ерофеев сын Таюрский. В 1723 году в деревне Таюра было три двора пашенных крестьян.

  Есть упоминания и о том, что в 18-м веке вблизи деревни, чуть ниже по течению реки Лены, действовал Ключи-Воскресенский медеплавильный завод. Основной рабочей силой на нём были ссыльно-каторжные рабочие, их использовали как наёмных. Наиболее известным управляющим у них был Иван Сисин. Имеются свидетельства о его самоуправстве, что приводило к бегству ссыльных, к столкновениям рабочих этого завода с жителями деревни. К концу 18-го века завод был закрыт из-за тяжёлых условий труда, бегства рабочих, отсутствия качественного сырья: руда была бедна металлом.

  Однако хорошая земля, удобное расположение деревни всё же привлекали людей. Жители Таюры занимались разработкой пахотных земель для выращивания зерновых культур, овощей, а также занимались разведением коров, свиней, овец, кур — то есть домашним хозяйством, рыболовством.

  В 1911 году крестьяне Таюры начали бороться с неграмотностью, было организовано двухклассное училище. Заведующим в нём был Антон Колесов, инспектором и учителем — Александр Щерба и Василий Ткаченко. А когда приезжал из Иркутска в Киренский уезд епископ Евгений, то он видел строящийся в деревне храм. В 1913 году в Таюре была построена новая церковь, в которую на празднование Сретения Господня приезжали жители всех окрестных деревень.

  В Первую мировую войну за нашу Родину в 18-м Сибирском стрелковом полку сражались жители Таюры — Иван Егорович Таюрский и Дмитрий Таюрский.

  В 1919-20 годах Приленье и Илимский край были охвачены пламенем Гражданской войны. Она не обошла стороной и Таюру. сохранился дом, где была разоружена одна из групп белогвардейцев, участвовавших в боях за Усть-Кут. В доме, где жили Филипп Алексеевич и Ульяна Григорьевна Таюрские, останавливался командный состав белогвардейцев (колчаковцев).

  Сама жизнь заставляла жителей Таюры задумываться о том, что для их детей нужна начальная школа, поэтому жители сообща решили отдать здание церкви под школу. Также в деревне была изба-читальня. Избачом в ней был Валентин Николаевич Таюрский.

  Население деревни увеличивалось, и нужно было новое здание для школы, чтобы дети могли в родной деревне закончить семь классов. И в 1928-29 годах жители Таюры срубили новое, просторное здание, в котом учителями работали Михей Иннокентьевич и Иван Иннокентьевич Косыгины. В то же время здесь была образована коммуна "Равенство", председателем её два года был Иннокентий Иннокентьевич Ярыгин. Затем образовалась сельхозартель имени Разумова (был такой секретарь в Иркутске), председателем её стал Иннокентий Тарасов.

  Уже в 30-х годах деревня была крепким хозяйством (70 дворов), где всегда было много работы. В 1935 году создали колхоз имени 3-го Интернационала, затем его несколько раз переименовывали: "Красная звезда", имени 20-го партсъезда... Жители деревни в основном занимались земледелием: сеяли пшеницу, овёс, рожь, собирали осенью урожай, выращивали коноплю, из которой вили верёвки, ткали ткань и шили одежду. Было развито животноводство. Первый трактор в деревне появился в 1938-м году, он был газогенераторный (топили берёзовыми чурками). В 1937-м году Степан Николаевич и Михаил Павлович Таюрские закончили в Марково курсы трактористов.

  В это время в стране изменилась политическая обстановка, начались репрессии, которые не обошли стороной и нашу деревню: 15 человек были репрессированы, из них пятеро расстреляны, 10 реабилитированы. В 1938 году были раскулачены и высланы из деревни 12 семей.

  Из воспоминаний Нины Николаевны Нечаевой (уроженки д. Таюра, 1925 г. рождения), которая отдала деревне Таюра 36 лет, работала в поле, потом дояркой: "По стране в тот трагический 1938 год прокатилась волна арестов. Дошла она и сюда, в далёкую сибирскую глубинку. Милиция нагрянула неожиданно, все были заняты делом, которого в крестьянском дворе всегда достаточно. Отца посадили в лодку, которую тянул мой брат. Милицейский глиссер шёл рядом. А я стояла на берегу и плакала. Отец домой не вернулся. Потом милиция опять приехала в деревню. Меня с братом пригласили в клуб, забрали комсомольские билеты. Я плакала и не отдавала. После этого нас в деревне не презирали, жалели, а вот те, что из Усть-Кута приезжали, смотрели как на врагов народа. Только много лет спустя, когда я вступила в партию, сообщили, что отец реабилитирован".

  Когда началась Великая Отечественная война, жизнь мирных жителей деревни Таюра была нарушена. С территории Таюрского сельсовета ушли на фронт 64 человека, а в победном 1945-м в родную деревню не вернулось более 30 жителей. Многие семьи потеряли по несколько человек.

  Во время войны каждая семья должна была сдать государству заготовки: 8 кг масла на одну корову, 30 яиц, мясо. Рук не хватало, вся тяжесть крестьянского труда легла на плечи женщин, стариков и подростков. Им приходилось косить, сеять, пахать и т.д. День работали в поле, а ночь — дома: после работы стряпали пельмени для солдат, били молоко для масла, вязали, шили вещи и отправляли всё это на фронт. Но каждый знал, что ради победы над фашизмом можно всё вынести.

  Из воспоминаний жительницы д. Таюра Зинаиды Романовны Наумовой: "Когда я закончила четвёртый класс, началась война, и учиться мне больше не пришлось. Я со своей подругой Лией Иннокентьевной Таюрской сначала пилила дрова для учреждений, в лесу, потом тянула лодки с зерном по реке на участки. Так как лошадей не хватало, брали верёвки и тянули. Мы таскали мешки с газочуркой к трактору, который пахал землю, заготавливали сено, жали вручную, вязали снопы и своим трудом приближали День победы. Когда закончилась война, то нас с подругой отправили на участок пашни, где пахали и сеяли колхозники, сказать им, что закончилась война. Нам вначале не поверили, и тогда мы заплакали и сказали, что это правда, и лишь тогда нам поверили. Все пошли домой с чувством радости в груди, но в душе у многих была тоска, так как эта война унесла жизни их отцов и братьев. Потом я работала телятницей, дояркой в совхозе "Подымахинский".

  Когда построили новую школу в деревне Таюра, то открыли интернат для детей из соседних деревень: Кокуй, Новосёлово, Ипатово, Мироново. Дети учились и жили в Таюре. Кроме учёбы они помогали колхозу: кормили скот, чистили стайки, вывозили навоз на поля, устраивали соревнования по сбору золы для внесения её в пахотные земли в качестве удобрения. В летнее время помогали на покосе и прополке овощей, посадке картофеля и капусты. В свободное время молодёжь готовила спектакли и концерты.

  Постепенно жизнь жителей деревни менялась. Уже в 1950-м году начала работать геологоразведочная экспедиция. Для её рабочих строился посёлок, то есть дома, гараж, вертолётная площадка. В церкви обустроили красный уголок, столовую, магазин. В деревне уже работали два магазина, пекарня, библиотека, клуб, медпункт, почта, школа, Таюрский сельский совет, контора и гидрометеопост. Также функционировали животноводческая ферма, свиноферма и конный двор.

  Жители деревни восстанавливали народное хозяйство: распахивали дополнительно мелиоративные земли для увеличения посевных площадей колхоза, чтобы увеличить поголовье скота, строилось овощехранилище, закладывались силосные ямы. Приходилось много работать всем. Многие колхозницы вручную ставили по 70 суслонов, а на сброске — по 200. Рожь руками сеяли — шея отламывалась.

  Из воспоминаний Розы Николаевны Таюрской: "На молочно-товарной ферме коллектив был небольшой: Роза Николаевна Таюрская, Мария Петровна Кудашкина, Валентина Дмитриевна Нечаева, Екатерина Ивановна Таюрская, Евдокия Никитична Нечаева, Мария Михайловна Таюрская, Валентина Степановна Нечаева, Нелли Ивановна Таюрская, Зинаида Романовна Наумова и другие. Работали дружно и споро, выполняли социалистические обязательства и перевыполняли годовой план по надоям молока на одну фуражную корову. На летнее время стадо перегоняли на другой берег Лены. Фляги с молоком на баркасах переправляли через реку, а потом его забирал теплоход "Заря" и увозил в Усть-Кут на молокозавод".

  В деревне Таюра работала заготконтора, заведующим здесь был Антип адамович Шестаков: принимал пушнину, орехи, мясо, рыбу и ягоду, продавал товары для охоты. Охотников в деревне было много, каждый имел свои угодья. Да и с эвенкийского стойбища Аикта сплавлялись на плотах с рыбой, пушниной, орехами, мясом и т.д. Жители стойбища сдавали всё это в заготконтору, получали деньги, покупали в магазине необходимые продукты и припасы и уходили обратно в стойбище. В 1958 году Антип Адамович Шестаков был избран делегатом областного Совета Центросоюза в Кремле за активную общественную работу.

  В нашей деревне избирались депутаты в местный Таюрский сельский совет, а также в районный Совет народных депутатов трудящихся. Все они принимали активное участие в жизни деревни и района. По всем направлениям велись социалистические соревнования: по надоям молока, заготовке сена, вспашке зяби, уборке зерновых. Передовых работников премировали, награждали ценными подарками, избирали на Пленум Коммунистической партии.

  В 1968-71 годах в Приленье началось укрупнение колхозов. Из деревень Кокуй, Новосёлово и Мироново перегнали всех животных в Таюру. Так началось исчезновение малых деревень.

  Вот что писали в газете "Ленский большевик" 28 июня 1951 года: "В социалистическом соревновании на сеноуборке по колхозу имени Маленкова Таюрского сельского совета первенство занимает бригада Николая Степановича Таюрского. В этой бригаде все колхозники перевыполняют нормы выработки. На косьбе вручную престарелый колхозник Борис Митрофанович Таюрский (76 лет) выполняет две нормы". 25 ноября 1971 года колхоз имени 20-го партсъезда д. Таюра вошёл в совхоз "Подымахинский". Директором этого совхоза стал Алексей Александрович Щелканов, а управляющим 2-м отделением д. Таюра — Владислав Владиславович Абрамов. Со временем стадо из д. Таюра перевели в совхоз, оставив молодняк на откорме.

  В 1974 году началось строительство БАМа в Усть-Куте и в посёлке Звёздном, расположенном на реке Таюре. В этот посёлок завозили людей для работы. В стройке века принимали участие Виктор Дмитриевич Таюрский и уроженец д. Новосёлово Михаил Гаврилович Таюрский, которые прошли славными дорогами БАМа и имеют медали за его строительство.

  Постепенно не стало в Таюре клуба, школы, медпункта, магазина. Людям негде стало работать. И жители из деревни стали переезжать в п. Казарки, в Усть-Кут и другие города. На сегодняшний день в Таюре живёт всего несколько человек. Берега поросли тальником. Лес забирает землю, которую когда-то разрабатывали под посевные площади. До глубины души больно и стыдно перед нашими родителями, что дома стоят брошенные, и перед самой деревней Таюра. Но мы должны помнить о ней.

  От всей души от имени всех односельчан хочется поздравить всех коренных жителей д. Таюра с прекрасным праздником — 360-летием родной деревни. Желаем всем крепкого сибирского здоровья, долголетия, взаимопонимания в семье, теплоты и уюта в доме. С юбилеем!

  С уважением, А.В. Антипин, краевед д. Таюра
                      Т.И. Макась, жительница д. Таюра.

    "Ленские вести" № 29 от 28 июля 2023 года