Главное - задор

  Каждый год, каждое событие заставляет невольно оглядываться назад. Вот и сегодня вспоминается мне моя комсомольская юность. Выпала она на бурные годы, ведь я вступила в комсомол в 1929 году. Было это в селе Подымахино, где я родилась и выросла. В то время зарождались и вновь развались у нас коммуны.

  Нередко крестьяне по ночам резали скот, и в большинстве дворов вскоре вместо 2-3 оставалось по одной корове. Крестьяне часто просто не понимали выгод коллективного труда. Поэтому мы, комсомольцы, активно включились в агитацию за коммуны, начав её прежде всего со своих родителей. И к 1934 году коллективизация в районе была в основном закончена.

  Другим важным делом для комсомольцев моего времени была борьба с религией. Помню, собрали как-то всех наших жителей и поставили вопрос: "Быть или не быть у нас церкви". За малым исключением все проголосовали: "Быть!". Комсомольцы стали выступать против религии, но история повторилась и при второй попытке закрыть церковь (правда, противилась этому уже только половина села). Но надо было вновь работать с людьми. И комсомольцы в который раз пошли по дворам тех, кто высказался за сохранение церкви, стали разъяснять вред богослужения. В конце концов противников у нас осталось человек десять, и на собрании было решено: "Церковь закрыть, передать её под клуб".

  Бывшую церковь мы с помощью старших товарищей переоборудовали, сделав в неё сцену. и два года здесь проводились собрания, мы ставили постановки и, конечно, организовали танцы. Танцевали вальс, танго, "коробочку", но особенно популярна была кадриль "Во саду ли, в огороде". Часто заводили и песни. "Миллион роз" мы, конечно, не знали, а пели партизанские и народные песни. Изучали также комсомольцы политграмоту, а потом - историю партии. Была у нас своя "лёгкая кавалерия" (предшественница нынешнего "КП"), действовал товарищеский суд, многие стали бригадмильцами.

  Бывшая церковь недолго оставалась нашим пристанищем: выделили комсомольцам старый большой дом. Снова понадобилось приводить его в порядок и оборудовать. Но у нас были надёжные помощники - такие старожилы села, как И.Я. Подымахин, И. А. Алексеев и другие. С работой мы справились быстро, и вновь зазвучали над селом наши песни, жители получили возможность смотреть наши постановки.

  Может создаться впечатление, что мы в годы моей молодости только веселились. Это не так. Ежегодно создавалась комсомольско-молодёжная бригада по очистке семян. Наша "лёгкая кавалерия" проверяла качество кормов, состояние сбруи и инвентаря, состояние коней, всхожесть семян и т.д. А 2 мая запрягали мы коней в культиваторы, бороны, сеялки и вывозили их на смотр. Участвовали, конечно, и непосредственно в сельскохозяйственном производстве: практически каждый из нас мог и жать, и косить, и молотить, и пахать, и боронить, и воза ложить. Ну, а работы на селе всем хватало, ведь только жали хлеб 45 дней, а молотили - до 8 марта.

  Нам, комсомольцам, поручили, кроме всего прочего, показывать передовиков и отстающих, Мы выпускали стенгазету и "молнии", учредили "красное" и "рогожное" знамёна, красную и чёрную доски. Да и в наших постановках, на заседаниях товарищеского суда крепко доставалось тем, кто работал спустя рукава, или допустил какой-то проступок.

  Мало было у нас, комсомольцев 30-х годов, свободного времени, мы почти не имели инструментов, но жили весело. После собрания или политзанятия оставалась молодёжь хотя бы на часок, чтоб повеселиться. Каждый праздник приглашали мы односельчан на постановку. Нередко звучал и наш шумовой оркестр, в котором наряду с гармошками, гитарами и балалайками использовались заслонки, пилы, вальки и тому подобное. Мы вели в селе подписку на газеты и журналы, засевали комсомольскую полоску, а деньги за полученный на ней хлеб переводили в МОПР (международную организацию помощи борцам революции). Оказывалась молодёжью также помощь старым людям, например, сосланному за участие в революции 1905 года Петру Русакову. Мы вели подписку на займы, даже собирали налоги. И наша комсомольская ячейка играла заметную роль в жизни села, в его преобразовании.

  Сегодня задумываешься: "Почему же в те бурные годы жилось нам пусть трудно, но интересно?". Наверное, потому, что горел в каждом из нас комсомольский задор, мы искали для себя всё новые конкретные дела и смело брались за них. Этого же главного - комсомольского задора и конкретного дела - хочется пожелать и всем нашим приемникам, комсомольцам и молодёжи сегодняшних дней.
 

Е. Красноштанова, комсомолка 30-х годов

Ленский коммунист № 205 от 26 декабря 1986 года