Капитан парохода "Урал"

  Он ничем не отличается от других пароходов. Приземист, коренаст как человек, широкоплеч, с трубой, похожей на курящуюся сигарету, по бокам — гребные колёса. Таких много на судоходных Лене и Киренге. И всё-таки, ох как дорог этот пароход Алексею Афанасьевичу Рукавишникову, 23-ю навигацию плавает он на "Урале".

  — В прошлом году, — говорит Алексей Афанасьевич хотели списать пароходишко — отходил уже своё, но я дал телеграмму в Управление Ленского речного пароходства: погодите, мол, списывать "Урал", ещё год на нём похожу и тогда вместе на пенсию определите...

  Походили с Алексеем Афанасьевичем по его родному судну. Чистота, порядок кругом. Пыхтит натруженно пар в трубах. Словно дышит пароход как живое существо.
  — Вот, значит, расстаёмся с "Уралом", — говорит Рукавишников.

  Он смотрит в синею речную даль, и лёгкая грусть пробегает по лицу. Но грустить некогда. Уже через секунду лицо капитана вновь оживляется  — Эх, стоять долго нельзя. План, план нужно выполнять. И так остановка в Киренске затяжной получилась Судно с мели снимали в трёх километрах отсюда. Рулевой видно зазевался. А вода сейчас упала — смотри да смотри. Реку надо знать, как свои пять пальцев...

  Как свои пять пальцев. Это верно. Наизусть изучил многие сибирские реки А.А. Рукавишников. С 1937 года плавает на судах. Тогда ещё дрова топливом служили. Трудная и хлопотливая была работа. Вахту отстоишь, потом ещё дрова погрузишь — всё тело свинцом наливается. Руки, поясница, словно не свои, хотя и силёнка и хватка были у ленского паренька.

  А позвала Родина защищать её рубежи, оставил речной флот, одел солдатскую шинель. Японские самураи наверняка запомнят тот бой в Барханах. Командир артиллерийской роты старший лейтенант Бобров вызвал к себе старшину Рукавишникова.
  — Вот что, браток. Парень ты вёрткий, силой бог не обидел. Ответственное задание нужно выполнить — разведать передовые рубежи японцев. Сколько у них там чего и где. Бери одного бойца и шагом-арш.
  — Есть.

  Утром чуть свет двое, прижимаясь плотно к земле, поползли в направлении линии вражеской обороны. Разведали, запомнили ориентиры для ведения прицельного огня по японским огневым точкам, уже возвращались обратно, как из-за сопки на разведчиков накинулись вражеские лазутчики.

  Врагов было вчетверо больше, но русские не растерялись, кого прикладом, кого кулаком оглушили, кого автомат помог убрать с дороги. Живы остались оба. И даже не верилось, что так удачно всё обошлось

  Орденом Славы 3-й степени наградила Родина старшину Рукавишникова за этот подвиг.

  После демобилизации вновь вернулся на Лену. Водил караваны судов с генеральными грузами для Вилюйской ГЭС. Две медали за трудовую доблесть имеет, значок "Отличник социалистического соревнования". Пароход "Урал" в числе лучших экипажей Красноармейского завода.

  Разные люди приходили трудиться на судно, но капитаном оставался он, Алексей Афанасьевич Рукавишников, который скоро находил общий язык со всеми членами экипажа, мог умело повести их на борьбу за успешное выполнение годовых планов.

  В своей работе коммунист А.А. Рукавишников опирается на комсомольцев, судовой комитет профсоюза. Регулярно проводятся собрания экипажа, подводятся итоги социалистического соревнования. С успехом выполнены "Уралом" планы двух лет пятилетки, неплохо начат и третий, решающий. Несмотря на преклонный возраст, "Урал" ещё даёт неплохой план: в мае — 102 процента, в июне — 110.

  На стареньком судёнышке команда ухитряется экономить топливо и смазочные материалы. Только за второй квартал 1973 года на "Урале" сберегли около тонны мазута и 150 кг смазки. Одиннадцать лет судно ходило без среднего ремонта. В этом есть несомненная заслуга капитана, коммуниста Алексея Афанасьевича Рукавишникова.

  — Этот год для нас, коммунистов, особенный вдвойне, — говорит Рукавишников. Во-первых, он решающий судьбу девятой пятилетки, во-вторых, в 1973 году исполняется 70-летие 2-го съезда РСДРП — съезда, явившегося фактическим зарождением большевизма. Съезд принял первую Программу и Устав партии. Сегодня весь советский народ трудится над осуществлением третьей Программы КПСС. Горжусь принадлежностью к великой партии Ленина, стараюсь быть в первых рядах строителей коммунизма.

  Д. Николаев.

  "Ленские зори" № 90 от 28 июля 1973 года