Мы приближали Победу

  Когда фашистская Германия без объявления войны, вероломно напала на нашу страну, весь советский народ в едином порыве встал на защиту Отечества. Там, на фронтах Великой Отечественной войны, в жестоких боях с врагом ковалась Победа: проявляя беззаветную отвагу и мужество, стойко сражались войны Красной Армии, отстаивая честь и независимость нашей Родины. Вооруженные героическим подвигом фронтовиков, труженики тыла стремились, не щадя своих сил, помогать фронту. Призыв партии "Всё для фронта, всё для победы" стал девизом для нас, тружеников тыла.

  Во время начала войны я работал на Жигаловской пристани Ленского управления речного пароходства (ЛУРП). Пристань размещалась на Тихом Плесе. Работал я в качестве плановика-нормировщика. В те годы, как известно, ещё не было железной дороги Тайшет - Лена и посёлок Жигалово был основным перевалочным пунктом по доставке грузов со станций Иркутск и Залари, Тыреть и Балаганск. С открытием навигации грузы доставлялись на судах в Якутию, золотопромышленникам Витима и Алдана, слюдянщикам Мамско-Чуйского района. К началу навигации 1941 года на нашей пристани скопилось около двадцати тысяч тонн различного груза для Якутии, торгречтранса, расснабсбыта, селбхозснаба и других клиентов. Грузы отгружались силами и средствами коллектива пристани. На пристани тогда работало свыше ста грузчиков, физически крепких мужчин. Не менее двадцати тысяч тонн груза хранилось на складах и в штабелях соседних организаций — золотопродснаба, технического участка пути, СЯРПа (Северо-Якутское речное пароходство), Арктикснаба и ОРСов ЛУРПа. В этих организациях работало свыше 300 человек, а всего на Тихом плесе проживало в то время около 1200 человек. С начала до массовой мобилизации в ряды Красной Армии коллектив нашей пристани без особых трудностей справился с отправкой грузов на север. Однако с сентября все грузчики ушли на фронт. Ушли на фронт многие специалисты судов Соляновского затона. "Забронированы" были лишь некоторые, самые необходимые, без которых было никак не обойтись ни на перевозке грузов для Севера, ни на ремонте судов на отстое — капитаны И.И. Зырянов, А.М. Рудых, Тимофей Михайлович, Никифор Михайлович и Григорий Васильевич Таюрские, механики Афанасий Константинович Тирский, Николай и Владимир Цоуны. Афанасий Константинович кавалер ордена Ленина, кстати, в настоящее время проживает в нашем посёлке. "Забронированными" в то время были и технические работники пристани — начальник Михаил Назарович Мигалкин, старший диспетчер флота Владимир Иванович Пантуров (в октябре 1941 года его перевели начальником пристани в Витим), зам. начальника пристани Виктор Алексеевич Бурдинский, зав. складами Михаил Гаврилович Головных... "Бронировали" тех, кто был способен в тылу дать пользу и мог бы выполнять самые различные работы. Автор этих строк был назначен старшим диспетчером погрузочно-разгрузочных работ с выполнением обязанностей плановика и нормировщика и "забронирован" сначала до января 1942 года, а потом и до конца войны.

  Взамен ушедших на фронт мужчин из плавсостава, матросов, шкиперов были к нам направлены девушки, женщины. В последующие годы поток транзитных грузов на север через нашу пристань и пристань Лензолотофлота не уменьшался, а наоборот, постепенно возрастал. Постоянных же грузчиков на пристани насчитывалось всего 9 человек — 5 мужчин и 4 женщины. Среди них были В.Д. Стрелов, П.В. Воротников, И.М. Полиенко, Ф.З. Ермолаев, А.Г. Галичин, Е. Селезнева, О. Пономарева, В. Юргина, А.Г. Горелова. Особенно выделялся Афанасий Григорьевич Галичин. Он не только по-ударному, по-стахановски трудился, но и вёл общественно-массовую работу.

  На пристани было 6 погрузочных точек, и иногда баржи, приведенные пароходами и газоходами, становились под погрузку сразу на всех шести, а требовалось на каждый объекте иметь по 10-15 грузчиков. Где их было взять? И вот мне, как диспетчеру, приходилось ходить по посёлку Тихое плесо, приглашать домохозяек, подростков 14-17 лет. И всё равно рабочей силы не хватало: снимались команды матросов с судов, в погрузке принимали участие все физически пригодные работники. Привлекались для работы и работники госучреждений — сотрудники аппарата райкома партии, райисполкома, Госбанка, райфинотдела. Всё это были в основном женщины. Хотелось бы выделить среди них Лидию Карловну Декис (Барбу), которая в настоящее время тоже проживает в Жигалово.

  На пристани в то время не было никакой механизации: грузы со складских весов до барж возили на тачках, а уж там разносили вплечевую. Привлеченным на погрузку дополнительно к пайку выдавалось по 200 граммов хлеба за каждую смену. И мы, технические работники, тоже становились под кули, а свою непосредственную работу выполняли в ночное время. Зимой разгрузка автомашин, прибывающих из Иркутска, тоже велась бесперебойно. Мне приходилось заниматься также и ремонтом немудрящего погрузинвентаря, мастерить погрузочные лотки, вместе с пристанским плотником И.М. Полненко ремонтировать квартиры.

  Была у нас на пристани коммунальная баня. Помню, как-то зимой в баню некому было подвозить воду, а как раз появились вспышки тифа. Неимоверно трудно было бороться с ещё одним врагом — страшной болезнью. И всё же мы смогли выйти из положения: победили тиф. 

Поступал на нашу пристань и груз военного назначения, следовавший в Киренск и Якутск. И этот груз переправлялся на север без задержек. План ежеквартально выполнялся.

  Не могу, рассказывая о работе пристани в военное время, не упомянуть печника Савелия Савельевича Обязова. Он и до войны и после войны по стахановски трудился здесь. Кстати, и сын его А.С. Обязов, работает в настоящее время на водомерном посту Тихого плеса.

  Вспоминается мне засушливое лето 1943 года. В июле Лена сильно обмелела, и груженные баржи не могли проходить на перекатах. Было принято решение — спрудить воду от берегов в русло в узких местах. И вот весь коллектив выехал на кризисный участок в местечко Жарково. Готовили лес на козлы, обшивали их жердями, готовили корьё с толстых лиственниц. Потом крепили это сооружение с обеих сторон на перекате. Уровень воды немного удалось поднять — хотя и с неполной загрузкой, баржи прошли. Вот это была трудовая победа. Памятно мне это и потому, что как раз в эти дни пришло радостное сообщение о победе нашей доблестной Красной Армии на Орловско-Курской дуге. Такое, конечно, не забывается.

  Хотелось бы также ещё несколько слов сказать о кадрах того времени. Бывший начальник пристани М.Н. Мигалкин был переведён на работу в Якутск. С фронта, после тяжёлого ранения, вернулся Михаил Евдокимович Кузьмин и управлением пароходства назначен начальником Жигаловской пристани. Замечательный это был человек — участник гражданской и Великой Отечественной войн. Впоследствии за долголетнюю и безупречную работу он был удостоен высшей правительственной награды — ордена Ленина.

  И сегодня, спустя три с половиной десятилетия, я с теплотой вспоминаю своих товарищей, тружеников тыла. Мы тоже, в неимоверно тяжёлых условиях, приближали час великой Победы.

  Д. Чупанов, ветеран труда.

"Ленинская правда" № 64 от 30 мая 1981 года