Послужил флот Илиму

  Несколько грустная картина: грузовые суда покидают Илим. Мощные катера, шесть шестидесятитонных барж, две - 150 тонных. Все они недавно ушли на Ангару в распоряжение Братского эксплуатационного участка.

  Илимские старожилы хорошо помнят тридцатые и сороковые годы, когда по нашей северной реке плавали небольшие деревянные баржи - илимчане называли их "большими лодками". Тянули их бичевой местные выносливые кони. Нередко, когда лошади не могли справиться на порогах и перекатах с быстрым течением, им помогали люди. До Илимска добирались за трое суток.

  Самодельные баржи принадлежали колхозам. Организованных перевозок не было, поэтому весной 1948 года был создан участок УМР - управления малых рек. В первые годы работы в УМР были те же большие деревянные лодки, но буксировали их уже не кони, а катера. Правда, вначале они были маломощные, но значительно лучше преодолевали сложный фарватер реки.

  Баржи тянули с помощью стальных тросов. Часто они не отвечали требованием по качеству и при прохождении шиверов рвались. Предвидя это, речники заранее искали на барже безопасный угол.

  В конце пятидесятых годов на смену старому илимскому флоту пришёл новый, современный: катера БВТ, плоскодонные железные баржи, берущие на борт многие десятки тонн груза, причём любого габарита. Для команды на баржах имелись тёплые, с печкой помещения. Передвижение сухогрузных барж производилось прогрессивным методом толкания. Многие баржи были самоходными.

  К услугам многочисленных пассажиров были два речных трамвая-теплохода "Пушкин" и "Лермонтов". До них нижнеилимцы путешествовали по Илиму на деревянной пассажирской барже, буксируемой катером. Бывало, тянули её от Нижнеилимска до Илимска по два-три дня. Да и комфорта никакого не было. А на теплоходе в распоряжении илимских непосед были два прекрасных салона, удобная палуба. Да и до места назначения доезжали намного быстрее - за десять часов. До десяти тысяч пассажиров перевозил за лето один теплоход "Лермонтов".

  К сожалению, стремительные темпы развития авиации и других средств передвижения в Приилимье со временем "вытеснили" сначала один теплоход, потом второй. Люди стали ездить на легковых автомобилях, которых стало множество в организациях, а больше - летать на самолётах: в районе появились новые авиаплощадки. Это было в 20-25 раз быстрее, чем на "Лермонтове", хотя он и "ходил" по Илиму быстро.

  Грузовой же флот на Илиме существовал вплоть до 1971 года. За некоторые навигации илимские суда перевозили до сорока тысяч самых разнообразных народнохозяйственных грузов. Очень много продуктов питания и материалов было доставлено для различных поисковых партий и экспедиций, которые в пятидесятые годы особенно интенсивно изучали ресурсы таёжного Илимского края. Особенно много тысяч тонн груза (тяжелое оборудование для буровых вышек, разные машины, продовольствие и другое) перевозилось для Рудногорской геологоразведочной экспедиции, которая детально разведала запасы железных руд в районе речки Гандюхи. Недалеко время, когда там будут возведены корпуса нового горно-обогатительного предприятия и построен в Приилимье новый прекрасный город.

  Тысячи и тысячи тонн груза были перевезены по Илиму для колхозов, потребкооперации. В последние годы суда перевезли десятки тысяч кубометров леса.

  За 24 года существования на Илиме "Речтранса" коллектив воспитал много умелых, влюблённых в своё дело речников. Некоторые из них стали высококвалифицированными лоцманами, ветеранами илимского флота. По двадцать лет проработали механик Николай Васильевич Горошков и Василий Иванович Косточкин, выросший от простого судового механика до начальника эксплуатационного участка. По десять-пятнадцать лет трудятся механиками и капитанами Владимир Ступин, Яков Мунш, Вячеслав Кривда, Анатолий Козак. Немало сил и стараний отдали флоту Виктор Соколов, Михаил Астафьев и многие другие. Сколько напряжённых вахт выстояли они у штурвалов судов. Пройденный всеми ими водный путь мог бы много раз опоясать земной шар. Из пережитого же в трудные моменты, когда лоцманы Илима проводили суда с дорогостоящим грузом по порожистым местам реки, рискуя разбить тяжело гружённые баржи об острые подводные камни, можно написать не одну книгу.

  Коллектив эксплуатационного участка своими силами построил контору, магазин, гараж, мастерские, лесопильный цех, красный уголок.

  И вот всё позади. Жизнь внесла свою безоговорочную корректуру: в районе надобность в судах исчезла. Илимский край пересекла ещё одна линия железной дороги. Совхозы, леспромхозы и потребительская кооперация разместилась на незатопляемых отметках рядом или недалеко от железнодорожных станций. И илимский флот, отслужив своё, стал историей.

  Но наши суда будут бороздить ангарские воды. Продолжат флотксую службу в Братском эксплуатационном участке и некоторые ветераны Илима. Быть может, когда наша река станет частью Усть-Илимского водохранилища, они будут посещать на судах родные берега, и илимскую таёжную ширь снова огласит очень знакомый илимчанам гудок катера или теплохода.

  В. Куклин.

 "Маяк коммунизма" от 15 июня 1972 года.