Раздумья у братской могилы
Командировка редакции всегда приносит журналисту радостные хлопоты: отрываешься от бумаг, от издательской сутолоки, уходишь в гущу интересной жизни, ищешь человека-труженика, рядового героя дня.
Да мало ли новостей в Казачинском, населённом трудолюбивыми колхозниками, промысловиками-охотниками, интеллигенцией!
Мы с фотокорреспондентом Иваном Михальчуком просидели день в Киренском порту. Хотя и не у моря, но терпеливо ждали погоды. Зато вечером за полтора часа "ЯК" донёс нас до Казачинского. Там мы успели не только поужинать дарами Киренги — ленком и хариусом, но и осмотреть новый кинотеатр, что носит имя героя Советского Союза Кондрата Наумова. Это радостное событие, которое нам удалось разделить с казачинцами, и легло в основу первой корреспонденции. На другой день удалось взять ещё несколько материалов и даже создать нештатную редакцию Интересного в Казачинском было столько, что мы не успевали фотографировать и записывать.
— Куда бы нам ещё съездить? — спрашиваем в райкоме.
— У нас не ездят, а летают, — поправили местные товарищи. — За несколько минут самолёт доставит вас в Тарасово или Мартыново, а через час может высадить в Караме. Далеко, зато больше увидите.
И вот мы уже беседуем в сельском Совете, конторе колхоза. С гордостью показывают нам колхозные гаражи и мастерские, поднавесы и зернохранилища, фермы и электростанцию. Всё тут сделано добротно, надолго, по-хозяйски. Потом мы побывали во всех четырёх зданиях восьмилетней школы, узде связи, двух сельских магазинах. Радушные хозяева села приглашали в клуб, библиотеку, в лесничество, детский сад, больницу, на метеостанцию.
Вот он какой, далёкий таёжный Карам! Нет, он совсем не кажется отдаленным, хотя и находится в 400 километрах от Иркутска и в 380 километрах от Киренска, у самых отрогов Байкальского хребта, в верховьях светлой и быстрой реки Киренги, родной сестры северной красавицы Лены.
Это село нельзя узнать за день, тем более что-либо написать о нём, о его самоотверженных тружениках.
Не один день мы ходили по улицам, которые были самой историей села. Вот эта улица — Советская, потому что на ней помещался в 1920 году первый сельский Совет. Вот эта — имени Героя Советского Союза Романа Иванова. По ней бегал он босоногим мальчишкой, рос, чтобы потом прославить родную землю. А вот вторя от берега улица носит имя Коммунаров, тех самых двух десятков жителей этого села, которые первыми связали свою судьбу с историей Ленинской партии, первыми строили тут Советскую власть.
Кто не был в Караме, тот не знает Киренги, кто не снял шапку у братской могилы, тот не знает историю села. А не знать истории современникам, значило бы позабыть великие жертвы во имя сегодняшнего дня. И прав был старый редактор Казачинской газеты "Путь Октября" Михаил Павлович Пудин, кто первым в краткой статье дал историческую справку об этой могиле, сопроводив её эпиграфом из стихов известного поэта:
...Куда б ни шел, не ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись!
...В центре села — небольшой сквер с высокими стройными деревьями. Летом они шелестят изумрудной зеленью листвы, а зимой покрываются седой изморозью и пушистыми шапками снега. В сквере высится бетонный холм с белым деревянным обелиском, увенчанным большой звездою из разноцветного стекла, в которой по ночам ярко горит огонь вечной славы.
Первые годы здесь в трауре, в глубоком горе и слезах стояли на коленях вдовы и сироты, да по торжественным праздникам проходили митинги. На них односельчане отдавали дань глубокого уважения погибшим.
Но время шло: годы, десятилетия. Чередой проходили новые события, печальные и радостные, рождались и росли новые люди... Время стирает и скалы. Вот также стёрлось в памяти людей событие, которому минуло 43 года. Теперь только старики помнят, как, во имя чего заплатили жизнью пятнадцать героев, гордо именовавших себя коммунарами.
После первого посещения мы побывали не раз в Караме и на братской могиле, встречались и беседовали со многими людьми, рылись в архивах. И чем больше занимались карамской трагедией, тем больше у нас возникало вопросов, тем сильнее волновала её история.
Ещё и теперь редко где есть в сельской партийной организации два десятка коммунистов. А как же в двадцатом, первом году Советской власти в таёжном селе, могла возникнуть большевистская ячейка из двадцати крестьян? Этот факт удивлял нас своей необычностью и исторической значимостью.
Карам за сотни километров от больших дорог. Его жители не знали интервенции и белогвардейщины, не видели карательных отрядов и пожарищ, не принимали участие в партизанском движении. В связи с этим невольно возникает вопрос: кто же был выдающимся организатором и пропагандистом, сумевшим донести в те годы идет Ленинской партии до мужиков далёкого таёжного села?
Нет, нельзя пройти мимо этой могилы, не сделав глубокого поклона погибшим и не отдав дань уважения людям, которые были тут первыми организаторами Советской власти.