Его тропинка
В бывшей Киренской церквушке расположилось отделение Иркутского "Кинопроката". Попасть к его директору совсем просто: нет у дверей строгой секретарши, да и кабинета отдельного нет.
Жизнь Петра Ивановича Исаева - это история появления в Киренске самого необычного и ещё молодого в то время искусства - кино.
Кто из его односельчан мог предположить, что он, Петька Исаев, из села Новосёлово Казачинского волости, Киренского уезда, Иркутской губернии, буде "заправлять культурой" в районном масштабе? И вот - пожалуйста. Директор Киренского отделения "Кинопроката". Уже 20 лет.
А если внимательно проследить этапы его жизни, станет ясно, что, не увлекись Пётр Исаев кино, как явлением в истории развития культуры, он и на другой работе был бы полезен, сумел бы в любой труд вложить энергию беспокойного сердца, потребность делать для людей только хорошее.
Вот живёт Петька Исаев в своём Новосёлово. От других будто ничем не отличается. Только видят сельчане - стайками вьются возле него ребята, собрания устраивают. А это в селе комсомолия организовывалась. Сам Петя вступил и младшего братишку Кешу за собой увлёк. Было это в 1923 году. Семнадцать ему исполнилось.
Интересной была жизнь молодой комсомольской организации. Вечера молодёжные устраивали с читками, концертами. Чтоб водку пить - понятия не имели: не терпели пьянства.
Стал Пётр секретарём сельского Совета, а потом и председателем до 1928 года. И дальше бы работал - в армию взяли.
В тридцатом году из армии пришёл, осенью. Распутица, до родного села не добраться. Остался до зимы в Качуге, на работу временно устроился. Там и судьбу свою нашёл - Наталью Суханову.
А дома уже коммуна организовалась. "Первым мая" назвали молодой росток колхозной жизни. Отец Петра, Иван Перфильевич, не вступал, сына ждал. Пётр, как только вернулся домой, чуток ознакомился с жизнью села, решительно сказал:
- Ты, отец, как хочешь, а нам, молодым, строить новую жизнь. Я с Наташей вступаю. Думаю, что братья и сёстры меня поддержат.
Отец не спорил, но и ничего менять в своей жизни не хотел и мешать своим детям тоже не пытался. Пусть идут своей, новой дорогой.
Вместе с Петром вошли в коммуну три сестры и три меньших брата. Но радость от появления новой жизни в селе была преждевременной. Не хватало организованности, строгого учёта. Коммуна позже постепенно перешла в сельхозартель.
А зимой приехал киномеханник из Иркутской киносети. Задание ему было - познакомить жителей северных районов с кино. Потянулся к нему Пётр, увлёкся киноаппаратурой, все инструкции изучил. Областному киномеханнику понравился этот старательный и любознательный молодой северянин. Позвал его с собой. Ездили они по всей Тунгуске. И везде замечал Пётр интерес людей к кино, видел их довольные лица. радовался и гордился, что подчиняется ему аппаратура, что хоть фильмы и немые, а помогают землякам узнавать новое из жизни Советской России и зарубежных государств. Потом получил свидетельство на право самостоятельной работы, а наставник оставил киноаппаратуру и уехал назад в Иркутск.
До весны тридцать первого прожил Пётр в своём селе и приехал в Киренск.
Стал он с младшим братишкой с кинофильмами по Лене до Осетрово, и обратно вниз, до Витима, ездить. В те времена киномеханик заметной фигурой был. Первыми о прибытии кинопередвижки узнавали, конечно, мальчишки. Мигом всесть разносилась по деревне или селу (даже рекламы не надо было).
Повышалось мастерство чудодея кино. В 1934 году он уже заведовал Киренским кинотрестом. Потом кинотрест и "Кинопрокат" объединились. Роскино - так стала называться эта организация. Но в тридцать шестом опять разъединились: кинотрест и Росснабфильм.
Но поманила своими просторами Лена. В ноябре тридцать восьмого ушёл на Красноармейский завод. В навигацию пошел на пароходе "Слюдяник". В Витиме стали на отстой. На конях домой приехал в декабре. Опять в кинофикацию позвали. Там работал до сорок второго года, до ухода в армию.
Демобилизовался только через год после конца войны. И потянуло Петра Ивановича к прежней работе. Зашёл в Иркутске в "Главкинопрокат" - и... вот уже 20 лет руководит Киренским отделением.
... Каждое утро неторопливо он шагает по знакомым, давно уже ставшим родными, улицам Киренска. Молодо улыбается Пётр Иванович. Эка беда - шестьдесят лет! Пенсионный возраст, а душа никак не хочет стареть.
Садится он за свой рабочий стол. И день начинается. Посетители, звонки, звонки... То киномеханик из района звонит, то кто-то о путёвке в санаторий справляется: несколько лет подряд он является казначеем в райкоме профсоюза культработников. А это хлопотливая должность.
На лацкане пиджака сверкает эмалью значок "Отличник кинематографии СССР". Получил он его в числе немногих во всей области. Вручая значок, начальник областного управления кинофикации Арбатский Милетий Иннокентьевич, киренский родом, сказал:
- Я ведь помню, Пётр Иванович, как мальчишкой в кино к вам ходил, в тридцатых. Этот значок - символ безупречного служения нашему киноискусству. Желаю Вам хорошего здоровья.
60 лет... Пётр Иванович считает, что это ещё не пенсионный возраст. Он ещё полон крепких жизненных сил.
С. Петруш.
"Ленские зори" № 137 от 17 ноября 1966 года.