Добролёт

  Под таким довольно странным названием "Добролёт" в 1923 году возник гражданский воздушный флот СССР. В день 50-летия этой даты мне и хочется поделиться своими впечатлениями и воспоминаниями об этом событии.

  По призыву Совнаркома в 1923 году среди населения молодой неокрепшей ещё Советской Республики проходила массовая компания по вовлечению населения в члены общества "Добролёт". Вступавшие в члены вносили один рубль золотом (тогда червонец в 10 рублей равнялся одному рублю золотом). Членам выдавалось свидетельство и нагрудный значок. Такое свидетельство у меня сохранилось, его номер 298106. Это было в уездном городе Верхоленске.

  В 1929 году в день празднования дня авиации я имел счастье впервые покататься - полетать на аэроплане над г. Иркутском бесплатно как член общества "Добролёт".

  Трудно сейчас описать, что творилось у нас в Качуге летом 1927 года, когда стало известно, что из Иркутска прилетает одноместный самолёт, пилотируемый нашим земляком - лётчиком Гусевским. Это был показательный полёт. И вот настал день: в небе появилась точка, слышен гул мотора. От старого до малого все жители Качуга вышли на берег Лены. Все в один голос кричат: "Летит, летит, спускается!". И когда в верхнем конце Качуга самолёт сел на Лену и, скользя по воде, пошёл медленно вниз, толпы народа кинулись за ним. Для нас это было диковинкой, чудом. Подобные явления повторялись всякий раз, когда самолёт прилетал с парашютистами.

  В 1928 году над Леной до Якутска впервые была проложена воздушная трасса. В то время я работал в Жигалово, в должности начальника почтовой конторы. При пролёте начальника Иркутского Управления общества "Добролёт" тов. Корфа, с лётчиком, будущим Героем Советского Союза - участником первого в мире перелёта через Северный полюс в Америку тов. Громовым, я был назначен по совместительству начальником посадочной аэроплощадки. Когда было получено сообщение о прилёте в Жигалово первого самолёта, для расчистки площадки на реке Лене в 40-градусный мороз собрались комсомольцы и молодёжь. На воскреснике присутствовало более ста человек. В течение нескольких часов площадка была готова для приёма самолёта на лыжах. Тогда мы удивлялись. А теперь?

  Сейчас важнейшей функцией гражданского воздушного флота является использование его в качестве транспорта. Воздушные связи в Советском Союзе непрерывно и быстро развиваются: по грузообороту наш флот давно уже занимает первое место в мире. Используется гражданская авиация и в сельском хозяйстве: защита урожая от вредителей, рассеивание с самолёта минеральных удобрений, борьба с вредителями лесов, выяснение очагов лесных пожаров. Велика роль ГВФ в здравоохранении. "В социалистических странах авиация - это техника созидания... Ибо для нас авиация есть одно из орудий развития производительных сил страны" - так говорил В.В. Куйбышев. Но и сегодня, когда наша отечественная авиация удивляет весь мир, я с особой теплотой вспоминаю те далёкие годы и незабываемое общество "Добролёт". Сегодня в Качугском и Жигаловском аэропортах ежедневно садятся комфортабельные воздушные лайнеры "ИЛ-14". И это никого не удивляет. Люди 70-х годов привыкли к чудесам.

  И. Канин, персональный пенсионер
"Ленинская правда" от 10 февраля 1973 года.